Методические рекомендации

Уважаемые классные руководители! Наступил новый учебный год, и пришла пора составить план воспитательной деятельности классного руководителя. Для того чтобы облегчить вашу работу, предлагаем  вам методические рекомендации по составлению плана.

 

Папка классного руководителя состоит из разделов:

 

1.     Анализ воспитательной деятельности за прошедший год.

2.     Цели и задачи воспитательной деятельности на новый учебный год.

3.     Основные направления деятельности (проекты и дела классного коллектива).

4.     Характеристика класса.

5.     План воспитательной работы на полугодие (исходя из него ежемесячное планирование более детально).

6.     Список учащихся, подробные данные об учащихся  и членах семьи, социальный паспорт класса, занятость в кружках и секциях, поручения, список актива, график дежурства,  дневник педагогических наблюдений и т.п

7.     Индивидуальная работа с учащимися.

8.     Работа с родителями.

9.     Работа с учителями-предметниками.

10.Изучение состояния и эффективности процесса воспитательного процесса в классе (диагностики и их результаты)

 

1.Анализ воспитательной деятельности за прошедший год  (результаты решения воспитательных задач) состоит из следующих разделов:

 

а) Анализ развития учащихся класса:

·        воспитанность;

·        уровень нравственного, интеллектуального, эстетического, физического развития;

·        уровень сформированности познавательных интересов;

·        уровень сформированности ЗУН;

·        творческие способности, в какой мере реализуются;

·        изменения в социокультурном развитии (правовая культура, культура семейных отношений, культура общения);

·        успехи и достижения отдельных учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных способностей учащихся класса;

·        учащиеся «группы риска», индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков, приемы работы с ними;

·        основные  ценностные ориентиры учащихся класса (особенности отношения учащихся класса к людям, школе, труду, учебе, классу; изменение круга наиболее значимых людей учащихся класса);

·        степень влияния окружающих (сверстников, родителей, друзей по двору, кого-либо ещё);

·        занятия в кружках, секциях.

 

 

б)  Анализ развития коллектива класса:

·        социально-психологический микроклимат в классе (характер взаимоотношений в классе: тактичность, вежливость, внимание, доброжелательность, отношение к учителям, к школе);

·        развитие общественной активности учащихся (уровень сформированности самоуправления, организованность, участие в творческих конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, социально значимых проектах и т.п.);

·        адаптация, «интеграция» новичков в классном коллективе;

·        особенности общественного мнения в классе и его влияние на интересы и поведение, кто оказывает наибольшее влияние на формирование общественного мнения).

 

в) Анализ организации воспитательного процесса в классе:

·        что из содержания воспитательных мероприятий в классе было принято наиболее охотно; где учащиеся проявили себя активными организаторами, а где остались равнодушными, почему;

·        какие дела способствовали сплочению и развитию классного коллектива;

·        какие методы, формы и средства воспитательного взаимодействия наиболее положительно повлияли на учащихся;

·        участие учащихся класса в жизнедеятельности школы (олимпиады, конкурсы, соревнования и т.п.);

·        взаимодействие с общественными организациями и учреждениями культуры и дополнительного образования.

 

г) Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся и родительским активом:

·        частота и характер контактов с семьями;

·        влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность в классе;

·        результативность организации родительских собраний в классе;

·        эффективность индивидуальной работы с родителями;

·        особенности взаимодействия с родительским активом;

·        взаимодействие с проблемными семьями.

 

д) Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих в классе (учителя – предметники; психолог и др.)

 

е) Выводы  Плюсы и минусы воспитательной деятельности, что получилось, что нет, почему; перспективные цели и задачи.

 

2. Цели и задачи воспитательной деятельности на новый учебный год 

должны вытекать из анализа тех проблем, которые есть в вашем классном коллективе, из собственной системы воспитании в классе и школе (если таковая есть). Например, могут быть такими:

- Создать  необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

- Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностного общения, воспитание толерантности.

- Развитие познавательной активности учащихся.

- Содействовать формированию нравственной позиции школьников.

 

3. Ежемесячное планирование (исходя из плана работы класса и школы на полугодие)

 

Сентябрь. (название месячника)

 

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Пн

 

 

 

 

 

Вт

 

 

 

 

 

Ср

 

 

 

 

 

Чт

 

 

 

 

 

Пт

 

 

 

 

 

Сб

 

 

 

 

 

 

В плане-сетке указываются: дата,  конкретные мероприятия с классом  на текущий месяц. Общешкольные выделяются красным цветом; классные часы – черным или зеленым; остальные мероприятия – синим.

 

4. Индивидуальная работа с учащимися

1. Формы работы:

·        Изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития. Установление межличностных контактов с каждым ребенком.

·        Создание условий в классном коллективе для проявления и развития индивидуальных возможностей учащихся.

·        Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса и отношениях с учителями, выполнении правил и норм поведения в учебном заведении и за его пределами.

·        Взаимодействие с родителями, администрацией, психологом и другими службами с целью индивидуального развития учащихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности.

·        Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию, самоопределению.

·        Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого ученика, учет их личностных достижений.

 

 2. Форма плана работы с учащимися

 

План индивидуальной работы с учащимися класса

№ п/п

Фамилия, имя учащегося

Мир увлечений

Основные личностные достижения

Главные проблемы в развитии

Формы и способы педагогической поддержки

Дата (месяц)

 

 

 

 

 

1.

2.

3.

4.

 

 

5. Работа с родителями.

 

1. Формы работы:

·        Изучение семей воспитанников; формирование банка данных о семье и методах воспитания в семье; корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.

·        Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно- воспитательного процесса, организуемого школой.

·        Педагогическое просвещение родителей.

·        Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

·        Взаимодействие с общественными организациями и специалистами (общешкольный родительский комитет, Управляющий Совет Школы, психолог, социальный педагог, инспектор ПДН, Совет профилактики, медработник).

·        Педагогическое руководство выборами и деятельностью родительского комитета, помощь в планировании и организации деятельности.

 

2.Правила индивидуальной работы с родителями:

·        Нельзя  встречаться с родителями только по поводу ЧП.

·        Найдите удобное место и определите время разговора с родителями.

·        Наберитесь терпения выслушать.

·        Уместно начать разговор с родителями с самого маленького положительного штриха.

·        Закончите беседу не упреками и угрозами или предупреждениями, а контрольными рекомендациями и советами.

·        Закончите беседу так, чтобы родитель ушел домой с оптимизмом.

3.Формы работы с родителями: референдум; День открытого телефона; День открытых дверей; философский стол; публичная лекция; конференция; беседа; лекторий; гостиная, круглый стол; диспут;  тематические консультации; вечер вопросов и ответов; открытые уроки; открытый классный час; клуб молодой семьи; педагогические практикумы;  переписка с родителями;  деловые игры с родителями; анкетирование, тестирование, обмен опытом, обзор педагогической литературы и др.

 

4. Форма плана работы с родителями.

 

План работы с родителями                                                                                                                                                            

Месяц

Работа с родительским комитетом  (тематика заседаний и мероприятий)

Педагогическое просвещение (темы родительских собраний)

Индивидуальная работа (посещение семей, встречи с родителями)

Работа с общественностью и специалистами (психолог, инспектор СДН, врач, библиотекарь, общественные организации и т.п.)

1

2

3

4

5

Сентябрь

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

Январь

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

Март

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

Май

 

 

 

 

 

 

6. Работа с учителями – предметниками.

 

1.Сущность взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками   состоит в объединении усилий педагогов, работающих в классе, создании условий для индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения.

 

2.Формы  организации взаимодействия   классных руководителей с учителями -предметниками:

·        совещание классного руководителя с учителями – предметниками,

                     работающими в классе;

·        посещение классным руководителем уроков;

·        приглашение учителей-предметников на родительские собрания,

·        групповые встречи классного руководителя с родителями и учителями-

                     предметниками;

·        индивидуальные беседы классного руководителя с учителями –

                    предметниками.

 

3.Годовая логика организации взаимодействия классного руководителя с учителями – предметниками должна учитывать:

·        проблемы прошлого учебного года  (вытекают из анализа

·        деятельности классного руководителя за предыдущий год); адаптационные проблемы (сентябрь);

·        завершение учебных четвертей (октябрь, декабрь, март, май);

·        индивидуальные проблемы отдельных учащихся.

 

5.Форма плана работы с учителями – предметниками может выглядеть так:

 

Годовой цикл взаимодействия классного руководителя и учителей – предметников

Месяцы

Совещания классного руководителя с учителями - предметниками

Индивидуальные беседы с учителями - предметниками

Приглашение учителей – предметников на родительские собрания

Посещение классным руководителем уроков

1

2

3

4

5

Сентябрь

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

Январь

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

Март

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

Май

 

 

 

 

Июнь

 

 

 

 

 

7. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе (диагностики и их результаты)

 

    Диагностика необходима по той причине, что отсутствие достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса  ставит под сомнение педагогическую целесообразность деятельности классного руководителя и его коллег.

 

     В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса в классе могут быть избраны:

·        развитие личности учащихся;

·        формирование классного коллектива;

·        наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе.

 

 

 

 

 

 

Форма планирования  изучения состояния и эффективности воспитательного процесса в классе:

1.     План изучения

состояния и эффективности воспитательного процесса в классе

 

 

Сроки изучения

Предмет изучения

Методы и приемы изучения

Субъект изучения