Уважаемые классные руководители! Наступил новый учебный год, и пришла пора составить план воспитательной деятельности классного руководителя. Для того чтобы облегчить вашу работу, предлагаем вам методические рекомендации по составлению плана.
Папка классного руководителя состоит из разделов:
1. Анализ воспитательной деятельности за прошедший год.
2. Цели и задачи воспитательной деятельности на новый учебный год.
3. Основные направления деятельности (проекты и дела классного коллектива).
4. Характеристика класса.
5. План воспитательной работы на полугодие (исходя из него ежемесячное планирование более детально).
6. Список учащихся, подробные данные об учащихся и членах семьи, социальный паспорт класса, занятость в кружках и секциях, поручения, список актива, график дежурства, дневник педагогических наблюдений и т.п
7. Индивидуальная работа с учащимися.
8. Работа с родителями.
9. Работа с учителями-предметниками.
10.Изучение состояния и эффективности процесса воспитательного процесса в классе (диагностики и их результаты)
1.Анализ воспитательной деятельности за прошедший год (результаты решения воспитательных задач) состоит из следующих разделов:
а) Анализ развития учащихся класса:
· воспитанность;
· уровень нравственного, интеллектуального, эстетического, физического развития;
· уровень сформированности познавательных интересов;
· уровень сформированности ЗУН;
· творческие способности, в какой мере реализуются;
· изменения в социокультурном развитии (правовая культура, культура семейных отношений, культура общения);
· успехи и достижения отдельных учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных способностей учащихся класса;
· учащиеся «группы риска», индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков, приемы работы с ними;
· основные ценностные ориентиры учащихся класса (особенности отношения учащихся класса к людям, школе, труду, учебе, классу; изменение круга наиболее значимых людей учащихся класса);
· степень влияния окружающих (сверстников, родителей, друзей по двору, кого-либо ещё);
· занятия в кружках, секциях.
б) Анализ развития коллектива класса:
· социально-психологический микроклимат в классе (характер взаимоотношений в классе: тактичность, вежливость, внимание, доброжелательность, отношение к учителям, к школе);
· развитие общественной активности учащихся (уровень сформированности самоуправления, организованность, участие в творческих конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, социально значимых проектах и т.п.);
· адаптация, «интеграция» новичков в классном коллективе;
· особенности общественного мнения в классе и его влияние на интересы и поведение, кто оказывает наибольшее влияние на формирование общественного мнения).
в) Анализ организации воспитательного процесса в классе:
· что из содержания воспитательных мероприятий в классе было принято наиболее охотно; где учащиеся проявили себя активными организаторами, а где остались равнодушными, почему;
· какие дела способствовали сплочению и развитию классного коллектива;
· какие методы, формы и средства воспитательного взаимодействия наиболее положительно повлияли на учащихся;
· участие учащихся класса в жизнедеятельности школы (олимпиады, конкурсы, соревнования и т.п.);
· взаимодействие с общественными организациями и учреждениями культуры и дополнительного образования.
г) Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся и родительским активом:
· частота и характер контактов с семьями;
· влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность в классе;
· результативность организации родительских собраний в классе;
· эффективность индивидуальной работы с родителями;
· особенности взаимодействия с родительским активом;
· взаимодействие с проблемными семьями.
д) Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих в классе (учителя – предметники; психолог и др.)
е) Выводы Плюсы и минусы воспитательной деятельности, что получилось, что нет, почему; перспективные цели и задачи.
2. Цели и задачи воспитательной деятельности на новый учебный год
должны вытекать из анализа тех проблем, которые есть в вашем классном коллективе, из собственной системы воспитании в классе и школе (если таковая есть). Например, могут быть такими:
- Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
- Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностного общения, воспитание толерантности.
- Развитие познавательной активности учащихся.
- Содействовать формированию нравственной позиции школьников.
3. Ежемесячное планирование (исходя из плана работы класса и школы на полугодие)
Сентябрь. (название месячника) |
|||||
|
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
5 неделя |
Пн |
|
|
|
|
|
Вт |
|
|
|
|
|
Ср |
|
|
|
|
|
Чт |
|
|
|
|
|
Пт |
|
|
|
|
|
Сб |
|
|
|
|
|
В плане-сетке указываются: дата, конкретные мероприятия с классом на текущий месяц. Общешкольные выделяются красным цветом; классные часы – черным или зеленым; остальные мероприятия – синим.
4. Индивидуальная работа с учащимися
1. Формы работы:
· Изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития. Установление межличностных контактов с каждым ребенком.
· Создание условий в классном коллективе для проявления и развития индивидуальных возможностей учащихся.
· Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса и отношениях с учителями, выполнении правил и норм поведения в учебном заведении и за его пределами.
· Взаимодействие с родителями, администрацией, психологом и другими службами с целью индивидуального развития учащихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности.
· Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию, самоопределению.
· Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого ученика, учет их личностных достижений.
2. Форма плана работы с учащимися
План индивидуальной работы с учащимися класса
№ п/п |
Фамилия, имя учащегося |
Мир увлечений |
Основные личностные достижения |
Главные проблемы в развитии |
Формы и способы педагогической поддержки |
Дата (месяц) |
|
|
|
|
|
1. 2. 3. 4. |
|
5. Работа с родителями.
1. Формы работы:
· Изучение семей воспитанников; формирование банка данных о семье и методах воспитания в семье; корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
· Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно- воспитательного процесса, организуемого школой.
· Педагогическое просвещение родителей.
· Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
· Взаимодействие с общественными организациями и специалистами (общешкольный родительский комитет, Управляющий Совет Школы, психолог, социальный педагог, инспектор ПДН, Совет профилактики, медработник).
· Педагогическое руководство выборами и деятельностью родительского комитета, помощь в планировании и организации деятельности.
2.Правила индивидуальной работы с родителями:
· Нельзя встречаться с родителями только по поводу ЧП.
· Найдите удобное место и определите время разговора с родителями.
· Наберитесь терпения выслушать.
· Уместно начать разговор с родителями с самого маленького положительного штриха.
· Закончите беседу не упреками и угрозами или предупреждениями, а контрольными рекомендациями и советами.
· Закончите беседу так, чтобы родитель ушел домой с оптимизмом.
3.Формы работы с родителями: референдум; День открытого телефона; День открытых дверей; философский стол; публичная лекция; конференция; беседа; лекторий; гостиная, круглый стол; диспут; тематические консультации; вечер вопросов и ответов; открытые уроки; открытый классный час; клуб молодой семьи; педагогические практикумы; переписка с родителями; деловые игры с родителями; анкетирование, тестирование, обмен опытом, обзор педагогической литературы и др.
4. Форма плана работы с родителями.
План работы с родителями
Месяц |
Работа с родительским комитетом (тематика заседаний и мероприятий) |
Педагогическое просвещение (темы родительских собраний) |
Индивидуальная работа (посещение семей, встречи с родителями) |
Работа с общественностью и специалистами (психолог, инспектор СДН, врач, библиотекарь, общественные организации и т.п.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сентябрь |
|
|
|
|
Октябрь |
|
|
|
|
Ноябрь |
|
|
|
|
Декабрь |
|
|
|
|
Январь |
|
|
|
|
Февраль |
|
|
|
|
Март |
|
|
|
|
Апрель |
|
|
|
|
Май |
|
|
|
|
6. Работа с учителями – предметниками.
1.Сущность взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками состоит в объединении усилий педагогов, работающих в классе, создании условий для индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения.
2.Формы организации взаимодействия классных руководителей с учителями -предметниками:
· совещание классного руководителя с учителями – предметниками,
работающими в классе;
· посещение классным руководителем уроков;
· приглашение учителей-предметников на родительские собрания,
· групповые встречи классного руководителя с родителями и учителями-
предметниками;
· индивидуальные беседы классного руководителя с учителями –
предметниками.
3.Годовая логика организации взаимодействия классного руководителя с учителями – предметниками должна учитывать:
· проблемы прошлого учебного года (вытекают из анализа
· деятельности классного руководителя за предыдущий год); адаптационные проблемы (сентябрь);
· завершение учебных четвертей (октябрь, декабрь, март, май);
· индивидуальные проблемы отдельных учащихся.
5.Форма плана работы с учителями – предметниками может выглядеть так:
Годовой цикл взаимодействия классного руководителя и учителей – предметников
Месяцы |
Совещания классного руководителя с учителями - предметниками |
Индивидуальные беседы с учителями - предметниками |
Приглашение учителей – предметников на родительские собрания |
Посещение классным руководителем уроков |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сентябрь |
|
|
|
|
Октябрь |
|
|
|
|
Ноябрь |
|
|
|
|
Декабрь |
|
|
|
|
Январь |
|
|
|
|
Февраль |
|
|
|
|
Март |
|
|
|
|
Апрель |
|
|
|
|
Май |
|
|
|
|
Июнь |
|
|
|
|
7. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе (диагностики и их результаты)
Диагностика необходима по той причине, что отсутствие достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса ставит под сомнение педагогическую целесообразность деятельности классного руководителя и его коллег.
В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса в классе могут быть избраны:
· развитие личности учащихся;
· формирование классного коллектива;
· наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе.
Форма планирования изучения состояния и эффективности воспитательного процесса в классе:
1. План изучения
состояния и эффективности воспитательного процесса в классе
Сроки изучения |
Предмет изучения |
Методы и приемы изучения |
Субъект изучения |
|
|
|
|
|
|
|
|